перейти в меню сайта

Смотрим фильм: “Луна 2112″

Фильм английского режиссёра Дункана Джонса (Duncan Jones) с оригинальным названием “Moon” впервые увидел свет в 2009 году на кинофестивале «Сандэнс». В этом же году он появился в прокате в США и России. Фантастическая драма с элементами триллера и детектива, по сути, является театром одного актёра или, по выражению критиков, моноспектаклем с участием Сэма Рокуэлла (Sam Rockwell).

Действие картины разворачивается в недалёком будущем, на лунной базе «Саранг».

Внимание, спойлер!
В тексте рецензии на фильм “Луна 2112″ раскрывается сюжет.


Глобальный энергетический кризис привёл к строительству лунных комплексов по добыче гелия-3, изотопа, используемого в качестве энергетического сырья на Земле. Добыча полностью автоматизирована, но происходит под контролем астронавтов-операторов, работающих по контракту с компанией «Лунар». Один из них – Сэм Белл (Sam Bell).

Подходит к концу его трёхгодичный контракт, и он уже всей душой почти дома. Ведь дома ждёт любимая жена и маленькая дочка, а он так долго их не видел. Из всех средств сообщения на базе были лишь нерегулярные видеопослания, которые уже давно перестали приходить, так как вышел из строя спутник связи. Одиночество Сэма скрашено единственным, но cверхфункциональным роботом Герти (GERTY), эдаким управителем лунной базы, занимающимся всем сразу: от приготовления еды до оказания психологической помощи.

В эти последние дни на «Саранге» Сэм одинок, как никогда раньше, его мучают какие-то предчувствия, преследуют галлюцинации. Рутинная работа, меланхолия и тоска по дому отразились на его моральном и физическом здоровье. Во время очередного выезда за добытым изотопом, Сэм попадает в аварию…

Гордый астронавт в белоснежном скафандре держит в руке шлем. Какой мальчишка не позавидует ему? Типичное воплощение мечты детства любого из нас. Исследовать новые планеты, изучать звёзды, из космического корабля смотреть на удаляющуюся Землю… Романтика и просто восторг!

Мы привыкли идеализировать свои мечты и желания, по нашим представлениям, и в космосе всё должно быть легко и просто. Может быть немного грустно, немного тоскливо, но никогда не безнадёжно. Дункан Джонс привнёс рациональное зерно и в детские мечты, чем окончательно вышиб иллюзии из светлых голов любителей фантастики, заставив вспомнить «Солярис» и «Космическую одиссею».

Обратная сторона Луны скрывает не только залежи гелия-3, но и драматические тайны. Компания «Лунар» предусмотрела всё и поэтому щедро снабдила лунную базу «Саранг» двойниками-клонами астронавта Белла.
Зачем беспокоиться и лечить Сэма после аварии или терпеть расходы, связанные с подготовкой и доставкой нового астронавта, когда можно просто создать похожего клона (а лучше много!), дублировать ему память и воспоминания одного из лучших работников и тем самым обеспечить базу беспрерывным, а также экономным контролем.

И вот выведен из анабиоза очередной клон – Сэм Белл-2, который, конечно же, не помнит никакой аварии, зато от своего предшественника отличается повышенной сообразительностью и смекалкой. Новый Сэм подмечает обман во всевозможных деталях. Он обращает внимание на отсутствие второго скафандра, слышит разговор робота с Землёй через якобы испорченную связь и анализирует слова и действия Герти. Вопреки предписаниям он отправляется на место аварии, где находит своего двойника…

Кульминация фильма уже совсем близко, мы ждём развязки сюжета, ведь теперь появилось сразу два главных героя, каждый из которых уверен, что Сэм Белл – это именно он. Конфронтация двух мужчин приводит к постоянным ссорам и даже дракам.
Астронавтам трудно смириться со сложившейся ситуацией и принять себя в качестве одноразовых клонов-рабов.
Постоянное пребывание в замкнутом пространстве базы рождает новые догадки: «Если они клоны, то должны быть и другие», «Действительно ли спутниковая связь с Землёй повреждена, как им это внушают?»

«Луна 2112» вызывает целую гамму противоречивых эмоций: сочувствие, интерес, страх, раздражение. На протяжении всех полутора часов настроение у зрителя будет меняться, большей частью вызывая грусть и недовольство.

Берёт за душу абсолютно всё: от обшарпанной поверхности робота Герти, до этической стороны вопроса клонирования. То ли так угнетают диалоги героев, то ли давит стерильность помещений станции и сиротский вид Земли.

Становится совершенно не до веселья от вида «первоначального» Сэма Белла: он чувствует себя всё хуже и хуже, клонированная оболочка уже отслужила положенный трёхлетний срок. Движимый понятным желанием снова увидеть жену и дочь, Сэм всё-таки выходит на связь с Землёй и узнаёт шокирующую правду: жена давно умерла, а дочь выросла и, кроме того, настоящий Сэм Белл уже дома…

Следующим открытием становится помещение с капсулами клонов. Сомнений нет – астронавтов просто использовали в качестве разумных оболочек. Но ведь у них есть память и воспоминания, и есть хоть и призрачная, но надежда на обычное человеческое счастье, возвращение домой и встречу с семьёй…

Ситуация обостряется с прибытием команды спасателей, которая не должна обнаружить на базе сразу двух активированных клонов. Устаревший клон астронавта нужно доставить на место аварии. Новому же Сэму просто необходимо попасть на Землю и добиться справедливости.

На «Луну 2112» не обрушился шквал наград, что на популярности фильма и высоких оценках зрителей никак не отразилось. В духе классики жанра Лемма и Стругацких, фильм органичен и самодостаточен.
Примитивные лунные ландшафты и минималистские декорации лунной базы, а также отсутствие таких привычных на сегодняшний день спецэффектов, придают картине ретро-оттенок классических фэнтэзийных фильмов.

Удручающая атмосфера предательства и просто безнадёги красной нитью проходит через всю картину, достигая своего апогея на мрачных просторах лунной поверхности.

Фильм о судьбе одного человека затрагивает глубокие пласты жизненной философии, в авангарде которых – ценность человеческой личности, потребительское отношение к жизни, вопросы клонирования и т.д. Не случайно авторами картины был выбран слоган: «Обратная сторона будущего», которое в связи с интенсивным технократическим развитием представляется уже непредсказуемым и даже опасным.

Последнее, что увидел Сэм Белл из повреждённого грузовика-лунохода – вылетевшая с базы капсула-хранилище гелия-3. Только в этот раз на Землю будут доставлены не баллоны с изотопом, а один из клонов, работавшего некогда на Луне астронавта.
Как сообщается в послесловии к фильму, по прибытии на Землю клон астронавта Сэма Белла подал в суд на компанию «Лунар». Спасибо режиссёру за эту незначительную надежду на восстановление справедливости. В противном случае фильм бы был безнадёжно пессимистичен.

Картина была названа критиками меланхоличной поэмой и кинематографической рефлексией и, на мой взгляд, эти эпитеты точно передают настроение всего кинофильма.

Пыльная пустынность спутника Земли и мрачная глубина пространства, кипельная белизна помещений базы и превосходный саундтрек оставляют неизгладимое впечатление от просмотра этого фильма, которое ещё долго останется в памяти в виде фрагментов декораций и выражений лица Рокуэлла.

Серьёзное кино со смыслом, которое стоит посмотреть не только любителям фантастики и антиутопий, но и всем ценителям качественного кинематографа.

Статьи на похожую тему:


Комментарии »»

1. Offem 16/04/2011

Смотрел фильм, Луна-2112 действительно хорошее кино.
Сюжет неплохо продуман, а после просмотра навевает мысли на сходные темы нашей жизни..


Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: